Техники принятия решения: 5 Почему (5 Whys)

Классический пример, которой помогает понять суть метода – поломка машины. Итак, двигатель не заводится. Задаем вопросы, ищем ответы.
1. Почему? – Аккумулятор сел.
2. Почему? – Генератор сломан, не заряжает аккумуляторную батарею.
3. Почему? – Ремень генератора порван.
4. Почему? – Ремень генератора исчерпал свой ресурс, его не меняли.
5. Почему? – Машина давно не проходила техобслуживание.
Ответ на последний вопрос - это основная причина проблемы. Как только мы ее устраним, мы уберем первопричину.
Ничто не мешает нам действовать и исправлять ситуацию после ответа на первый вопрос. Но если же мы остановимся на промежуточном вопросе и не дойдем до первопричины, мы рано или поздно столкнемся с еще одной проблемой, вызванной не устраненной первопричиной.
Методика "5 почему" позволяет выявить системные проблемы, устранение которых может предотвратить повторение проблемы либо очень надолго, либо вообще навсегда. Обратная сторона этого в том, что чем более глубокую проблему мы находим, тем сложнее ее решить. В некоторых случаях это требует существенных вложений финансов и пересмотра устоявшихся правил и подходов к работе.
Ответы на вопросы не должны уводить от сути и решения вопроса. Например, если на второй вопрос ответить: "Муж не следит за моей хорошенькой машинкой, вот она и ломается", этот ответ при дальнейшем анализе будет уводить в сторону от настоящей причины в сторону мнимой, которая формируется из ложной предпосылки "кто-то другой, а не я, несет ответственность за работоспособность автомобиля".
Поэтому на практике очень важно перепроверять каждый ответ, оценивая, остается ли проблема в зоне нашего влияния, или мы упускаем возможность повлиять на нее, погружаясь на следующий уровень.
Reviewed by andrey
on
ноября 17, 2017
Rating:
Комментариев нет: